Александр Рафаилович, многие специалисты на первенстве России сходились во мнении, что основная интрига сохранялась только в одном виде из четырех, а именно женском одиночном катании. Согласны?
В этом ничего удивительного нет, поскольку у нас достаточно много сильных спортсменок. В целом, впечатление от выступления фигуристок положительное. Может быть, мне бы хотелось более яркого, не такого ровного катания, но с другой стороны, то, что показывают наши девочки – это то, чего в мире не показывают другие спортсменки. В Йошкр-Оле, возможно, я не увидел того, от чего бы ахнул, не было, как говорят молодые, какого-то «вау-эффекта». Но зато сейчас мы можем соревноваться со сборной мира. В нашем женском катании на данный момент есть хороший задел. Картина, которую мы наблюдаем, мне очень напоминает слоеный пирог. Девочки постарше, чуть помладше, следующие за ними, а за теми другие. Проблема только в одном: как все это удержать? Как правильно перейти из детского возраста в юношеский, из юниорского во взрослый.
Пример тому Лиза Туктамышева.
Да, думаю, что самый правильный путь – техническое мастерство. Если изначально спортсменки оснащены правильной техникой, то она сохранится и в «переходный период». Очень хороший пример тому Лиза Туктамышева. Эта фигуристка является наглядной иллюстрацией, как можно сохранить технику даже с растущим весом, становясь более взрослой спортсменкой. Лиза также эффектно прыгает сейчас, как прыгала раньше.
Фигуристки, которые в Йошкар-Оле поднялись на пьедестал, или стояли возле него, очень хороши, но надо смотреть, что будет дальше. Некоторые из претенденток на медали, девочки высокие. Это и Маша Сотскова, и Полина Цурская… Как их сохранить? Это серьезная работа.
Думаю, что на ближайшие годы в нашем женском катании заложен большой потенциал. Возьмите даже «среднюю» спортсменку, чьим катанием с учетом сегодняшних реалий, мы можем быть недовольны. А отдайте ее в другую страну. Так там с руками и ногами оторвут. Почти все наши фигуристки владеют каскадом из двух тройных, делают практически весь прыжковый набор, чего не наблюдалось у взрослых зарубежных спортсменок на чемпионате Европы. За тремя нашими одиночницами шли две шведки, у которых из этого набора чего-то не хватало или прыжки получались с ошибками. А дальше, за шведками...
Безусловно, неверно считать, что у нас вовсе нет проблем. Проблемы будут всегда. Но в России есть большой выбор фигуристок, есть конкуренция, не все сосредотачивается на двух-трех тренерах, хотя видны определенные группы -- Этери Тутберидзе с Сергеем Дудаковым, Инна Гончаренко, другие наставники, которые привезли на первенство страны не одного спортсмена. Но есть и Маша Сотскова, из школы в Новокосино, о которой мало, кто слышал, и немногие знают, где расположен этот каток. Появляются молодые тренеры, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
В мужском одиночном катании картина не такая радужная.
Это так, потому что большие мальчики катались в Йошкар-Оле средне, а маленькие пока еще малы, и неизвестно, что из них получится. Есть интересные ребята – Петя Гуменник, Женя Семененко, Матвей Ветлугин, Даниил Бернадинер, другая поросль… Но как будет? Чтобы это понять, понадобится несколько лет.
А большие мальчики, к сожалению, катаются нестабильно. Тот же Саша Самарин -- вроде и владеет техническим набором, но элементы выполняет как-то небрежно, не очищено что ли. Неплохой фигурист Игорь Ефимчук, но программы как таковой у него не было. Технически совсем неплохо обучен Андрей Лазукин. Но я думаю, что ошибкой тренеров было включать в произвольную программу четверной, что вряд ли оправдано в той ситуации. Лазукин катался последним, и можно было тактику выбирать. И не зря, сейчас на исполкоме Федерации будет рассматриваться вопрос, чтобы на юниорский чемпионат мира поехал не участвовавший в первенстве Адьян Питкеев, поскольку он -- единственный из наших фигуристов на юниорском чемпионате мира способен бороться за пьедестал. В Эстонии может оказаться очень сильная компания «одиночников», владеющих четверными прыжками – компания спортсменов, фактически катающихся на взрослом уровне.
У меня вообще такое впечатление, что, может быть, программы мальчиков и пар очень перегружены элементами. И если в дальнейшем будет принято решение, сохранив время программы, сделать на один элемент меньше – на один прыжок, то возможно, прокаты станут легче и чище. Но такое решение в этом году принято не будет, поскольку подобные вещи может утверждать только Конгресс ИСУ.
Иными словами, проблемы в мужском одиночном катании у нас остаются.
К сожалению, остаются, и потому Женя Плющенко вынужден был закрывать все «дырки». Да, у нас есть Максим Ковтун, есть Сергей Воронов, но это единицы, которые пока не катаются так, как бы мы хотели. Но что есть, то есть. Все работают, никто на лаврах не почивает и рук не опускает. После чемпионата Европы я разговаривал с Ковтуном и Вороновым, и они совсем были недовольны тем, что сотворили в Стокгольме. Поэтому все понимают умом, что нужно делать. И это надо делать. Надо работать, тренироваться, правильно строить программы, учитывая уровень сложности.
В этой связи приведу такой пример. Еще в 1994 году, когда Алексей Урманов выиграл Олимпиаду, а я тогда судил, то вспоминаю, что Леша прекрасно владел четверным прыжком, но на ходу решал, вставлять его в программу или нет. В итоге решил не вставлять. Я спросил потом, почему: "Что, побоялся не прыгнуть?" А он ответил: "Нет, я был уверен, что сделаю. Я побоялся, что ничего не сделаю потом". Понимаете, о чем речь? Сложно не только сделать четверной, вложиться в этот прыжок, нужно и потом прокатать чисто всю оставшуюся программу. Прыгнув четверной, можно столько же потерять на всех остальных элементах. Тогда зачем рисковать?
Но сегодня даже на юниорском уровне в мужском одиночном катании без четверного сложно пробиться на пьедестал?
Почему? У Петрова нет четверного. Но, возможно, ему достаточно будет проката с двумя тройными акселями. Чистый прокат с такими прыжками позволит занять приличное место. Но при условии, что это будет чистый прокат. А Питкеев должен прыгать четверной. Как минимум один. Перед чемпионатом Европы Адьян болел, что не дало ему возможности кататься в полную силу. Посмотрим, как он подготовится сейчас. Надеюсь, все сложится.
В парном катании главная проблема – это прыжки у девочек.
Действительно, одна из проблем нашего юниорского парного катания состоит в том, что девочки плохо прыгают. Судите сами: у Маши Выгаловой только двойной аксель, у Лины Федоровой двойной аксель и сомнительный тройной. Третье место в Йошкар-Оле заняла пермская пара Анастасия Губанова – Алексей Синцов, у которой нет двойного акселя, только прыжки в два оборота. Поэтому прыжки – это на самом деле слабое место наших молодых пар.
Федорова – Мирошкин сказали, что в первый раз пробовали на первенстве исполнить тулуп в три оборота.
Этот прыжок они пробуют не в первый раз. Лина учит тройной уже второй год, и на тренировках он иногда получается. Бывают чистые попытки, но пока их мало. С этой парой много занимаются. Надо учитывать, что девочка растет, и тренеры стараются, чтобы фигуристка безболезненно прошла этап взросления, сохранила элементы. Пока это тяжеловато. Но ребята стараются. Посмотрим, что получится.
Рассуждая о прыжковой проблеме, я бы обратил внимание и на другой момент. Две наши ведущие пары Выгалова – Закроев и Федорова – Мирошкин катаются по юниорам последний год. Значит, на будущий сезон ситуация в нашем парном юниорском катании окажется еще сложнее. Нужно будет либо создавать новые пары, искать партнера и партнершу по возрасту, либо брать следующих за лидерами, а они катаются не так, чтобы очень.
На взрослом уровне в парном катании у нас есть резерв. В группе Нины Мозер много вполне серьезных дуэтов. Есть Юко Кавагути и Саша Смирнов в Санкт-Петербурге. У Артура Дмитриева -- Кристина Астахова – Алексей Рогонов… На взрослом уровне у нас иная проблема, как бороться за самые высокие места? И эта проблема, прежде всего, упирается в сложность программы. Словом, во взрослом катании ситуация понятна, а в юниорском не очень.
По большому счету, меня немного смущает общая картина: перебор сложности в ущерб качеству. В программы напихано столько, что все это очень трудно «воспроизвести». Возьмем, к примеру, поддержки. Колоссальная сложность, но при этом они несколько статичны, без продвижения, не очень зрелищны. Все время боишься, как бы чего не произошло. И это не только в нашем российском катании. Просто сейчас мы это более наглядно видим на нашем юниорском уровне. Поэтому техкому надо подумать, а правильное ли направление задано в плане определенных элементов. Не хочу сказать, что оно неправильное, но вопросы есть. Надо думать, смотреть. Еще раз повторяю, это касается не только российского парного катания. Просто у нас больше дуэтов, поэтому мы четче видим глубину проблемы. В других странах – всего одна, две пары. Больше только в России, Канаде и США.
Безусловно, говоря о парном катании в нашей стране, хотелось бы расширить географию центров подготовки. Сейчас это Москва, чуть-чуть стал возрождаться Питер, а может и не начал, и Пермь. Спасибо Тюковым, что они работают, и когда по тем или иным причинам пропадают одни дуэты, то тут же появляются другие.
Вы можете сказать, что в последнее время наши пары прогрессируют?
Если отвечать на этот вопрос применительно к юниорскому парному катанию, то однозначный ответ дать сложно. Первые две наши юниорские пары были и в прошлом году. Еще недавно выступали Андрей Депутат с Василисой Даванковой, Камилла Гайнетдинова – Иван Бич, Евгения Тарасова с Владимиром Морозовым. Из перечисленных фамилий двух первых дуэтов уже не существует.
Тарасова – Морозов перешли на взрослый уровень и не потерялись, поскольку эта пара технически очень хорошо обучена. Им надо работать над стабильностью, ставить более интересные программы, но элементы у этого дуэта все очень хорошие. Кое-какие из них можно даже усложнять. Думаю, что фигуристы в состоянии учить четверную подкрутку, потому что у них большой запас по высоте.
Так что возвращаясь к заданному вопросу, стала ли ситуация в нашем юниорском парном катании лучше? Не уверен, потому что те проблемы, которые мы видели в прошлом году, остались. К ним добавились некоторые другие, что будет, если в следующем сезоне по возрасту пары уйдут.
Но это не только у нас такая ситуация, а везде. На последнем Конгрессе ИСУ затрагивалась тема снижения возраста мальчиков парном катании. Более того, это предложение было принято раньше предыдущим Конгрессом. Но его вынуждены были отменить, потому что пар такого возраста, как предлагалось, нет ни у американцев, ни у канадцев. Но это не отменяет наших проблем. Хотя в России пары есть, в первенстве страны участвовало 12 дуэтов, но хотелось более высокого качества программ.
В Йошкар-Оле было разыграно четыре комплекта медалей. Попадание на пьедестал кого-либо из спортсменов явилось для вас сюрпризом?
Прогнозы в спорте -- дело неблагодарное. Но, безусловно, поскольку являешься специалистом, прикидываешь в голове, кто и на что способен. У девочек единственной спортсменкой, которая могла бы вмешаться в борьбу за награды, это Александра Проклова. Но она заболела, не выступала и ничего с этим не поделаешь.
У мальчиков на пьедестал поднялись все те, о ком мы и думали. Хотя, конечно, рассчитывали на Дмитрия Алиева, и в произвольной программе он выступил хорошо. Но за счет предельно неудачной короткой выше третьего места подняться не смог.
В парах конкуренцию другим дуэтам, возможно, могли бы составить Дарья Беклемищева – Максим Бобров. Но эту пару надо «вычищать». У дуэта хорошие линии, по подбору партнеров пара красивая, но тренеру Артуру Дмитриеву с этими спортсменами надо работать. Смотрятся они хорошо, один-два элемента делают хорошо, а затем накапливаются ошибки. Напомню, это пара новая, спортсмены не так давно катаются вместе. Тем не менее в этом сезоне они уже смогли пробиться в юниорский финал Гран-при.
Кстати, как и Камилла Гайнетдинова – Сергей Алексеев. Эти ребята хорошо смотрелись на тренировках. Неплохо начали сезон, но на первенстве России оказались далеко – заняли 11-е место. Надо смотреть, что не так, понимать, как фигуристы работают. Спортсмены -- необычные люди. Они не могут вести обычную жизнь. Они все время должны себя в чем-то ограничивать. Такова спортивная судьба. Должны следить за весом. Причем, это касается не только девочек в одиночном катании, но и в парном -- тем более. Да и некоторым мальчикам не мешало бы быть стройнее.
Если подводить общий итог, что показало первенство, то мы увидели те места, где хорошо и где не очень хорошо. Надо работать дальше.
Подготовила Ольга ЕРМОЛИНА