– Вы участвовали в эстафете олимпийского факела. Сами искали возможность или кто-то предложил?
– Федерация предложила, сказали: кто хочет – может написать заявление. Я бежала 7 числа, мой партнер Дима Соловьев на день позже. У меня и родители тоже заявились через РЖД, через другие организации. Папа уже поучаствовал – 8 числа, а мамина очередь – в Саранске в январе. Вся семья задействована.
– Как все это происходило лично у вас?
– Сначала я совсем не волновалась: ну факел и факел. А потом увидела, как ко мне приближается человек с предыдущего этапа, взяла факел в руки – чуть ли не расплакалась. Так много эмоций, но старалась улыбаться. Мой этап был прямо напротив входа в МГУ, около смотровой площадки. Кстати, бежать было нетрудно, даже учитывая два килограмма на вытянутой руке. Как-то не думалось об этом.
– Вы не выступили в Финляндии из-за травмы вашего партнера – Димы Соловьева, что по плану дальше?
– Через неделю выезжаем на соревнования в Минск. Главная задача сейчас – беречь здоровье и готовиться к каждому следующему старту.
***
– Вам интересно наблюдать за соперниками или стараетесь не отвлекаться на это?
– Я слежу, мне это важно. Были старты в Оберстдорфе, прошла Финляндия – нужно смотреть за всеми, понимать их задумки, видеть, какие уровни им за это ставят. Это чисто профессиональное – увидел какую-то связку шагов и, оттолкнувшись от нее, придумал свою.
– Кто пока впечатлил больше всех?
– Турецкая пара – своим попаданием на Олимпиаду. Они наши друзья, мы болели за них всей группой и очень рады их успеху. Думаю, у турецкой федерации был шок от такого результата. Хочу их поздравить.
– Нет ощущения, что в Сочи вся надежда России в танцах будет на вас?
– Все вокруг нагоняют: Олимпиада, Олимпиада. Да, она не сравнима ни с чем, но у нас еще шесть стартов в сезоне, нет таких мыслей: ай, ладно, забудем про эти соревнования, ведь Олимпиада же! Так можно и за несколько лет начать волосы рвать.
Мы готовимся поэтапно. Ближе к делу наш тренер Саша Жулин, наверное, будет уводить от этих мыслей или, наоборот, приводить к ним. Как посчитает нужным.
– Правда, что сотрудничество с Жулиным вас с Соловьевым раскрепостило психологически?
– Возможно. Он привнес в нашу пару что-то абсолютно новое и интересное. Мы с Димой в спорте до этого были 12 лет, катались у хороших тренеров – Светланы Алексеевой, Елены Кустаровой. Спасибо им большое, они очень много для нас сделали, вывели на высокий уровень. Но такой срок у одних тренеров… Переход к Саше дал нам толчок к чему-то такому, чего мы раньше не делали и даже не умели.
– Это больше техника или психология, выразительность?
– Психология, методика тренировок, отношение к ним. Наше с Димой катание значительно изменилось.
– Раньше оно считалось излишне академичным, а сейчас…
– Более идейное, наверное. У нас в каждой программе есть своя история – это большой плюс. Теперь мы сами понимаем, что катаем. Зрители тоже понимают нас. Причем это могут быть разные видения: у нас в голове рисуется своя история, у зрителей своя – это тоже правильно. Если человек хорошо катается – замечательно, но слушать однотипную музыку, смотреть избитые ходы без новых идей – это никому не интересно.
Танцы на льду существуют очень давно, правила сейчас меняются – и надо успевать за ними. Многие способны показывать четвертый уровень, получать наивысшие баллы, поэтому теперь надо брать чем-то другим, впечатлять судей. Хотя мы катаемся не только для них, но и для себя, для близких, для болельщиков.
– Какая идея у новой произвольной программы «Птицы»?
– Многие ее видели, уже обсуждают ее. Но хочется все-таки промолчать, не говорить о ней ничего. Просто выйти в хорошей форме и передать то, что мы хотим. Пусть все увидят, а дальше мы расскажем, о чем катаем, а другие поделятся тем, что увидели или не увидели в ней. Мы очень хотим, чтобы люди прониклись этой программой.
– Жулин говорил, что она в разы сложнее предыдущей. Чем?
– Каждая новая программа – это новая идея. Раньше мы такие идейные истории не катали, но в прошлом году к этому возник интерес. Тогда мы Сашу не сразу поняли, но решили довериться – он профессионал, он знает. В этом году мы сами загорелись, потому что такого нам раньше делать не доводилось.
Программа новая по эмоциям, по движениям, по пластике. В плане интенсивности надо дождаться первых соревнований – тогда сравним со всеми предыдущими.
***
– В танцах на льду разрешена музыка с голосом – его наличие или отсутствие для вас важно?
– Даже не задумывалась об этом. Сейчас музыка в нашей произвольной программе без голоса, да и большинство катает без него. В короткой голос есть, но он нам не мешает. Мы же когда катаемся, не вслушиваемся в то, что поют.
После олимпийского сезона хотят ввести такое правило, что в одиночном и парном катании смогут выступать тоже с голосом. Это будет очень интересно. Не все рванут сразу с голосами кататься, но у людей есть предвкушение – мы обсуждаем это в своих кругах. Хорошая идея, которая поднимет популярность фигурного катания.
– Что тяжелее всего принять в постоянно меняющихся правилах?
– Загнанность в рамки – по поддержкам, по вращениям, по времени. Нам много чего нельзя. Не дают раскрепоститься и сделать какие-то новые вещи, чтобы отличаться от других. Кольцо четвертый уровень – все берут кольцо. Шпагат – все делают шпагат. Нет пространства для полета фантазии, хотя бы даже небольшие поддержечки для красоты. Есть определенное количество поддержек, они регламентированы по секундам – приходиться следовать. В этих рамках сложно делать программу, отличающуюся от других.
– Вас принято противопоставлять паре Ильиных-Кацалапов. У вас с ними хороший контакт?
– На соревнованиях – да, все хорошо. Что толку ходить, задрав нос, вертеться от кого-то, не здороваться? Мы же не бегаем с ними параллельно, кто быстрее и дальше. Выходишь на лед – там соперничай. В жизни мы нормально общаемся, у нас прекрасная команда.
– Жулин сказал, что поедет с вами выигрывать Олимпиаду-2018. Готовы?
– Я такого не слышала, но настолько далеко точно заглядывать не буду. Живу сегодняшним днем и немножко думаю о завтрашнем. Но никак не о послезавтра и не о том, что будет происходить через 4,5 года.