С огромной скоростью завертелись валки губораскаточных машинок, а расценки на уровни, компоненты и т.д. подскочили на высоту, достойную Елены Исинбаевой.
В танцах портреты президентов США принялись быстро и бесшумно, как летучие мыши, перелетать из тренерских коллекций в судейские.
Основная интрига, разумеется, закрутилась вокруг двух российских дуэтов: Елены Ильиных с Никитой Кацалаповым и Екатерины Бобровой с Дмитрием Соловьёвым, на пятки которым должны были наезжать итальянцы Анна Капеллини и Лука Ланотте.
Суть интриги заключалась в том, что подавляющая часть руководителей и тренеров танца в ФФККР решила вытягивать на первое место пару Боброва/Соловьёв, а не очень, но всё-таки подавленное меньшинство поддерживать пару Ильиных/Кацалапов. В коротком танце первым удалось вырвать для Екатерины с Дмитрием победу над Еленой и Никитой с результатом 0,44 балла. Казалось бы, пустячок, а неприятно.
Очень неплохо выступила одинцовская пара Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко. Несмотря на то, что на куртках фигуристов написано “Московская область” их танец не стыдно было бы показать на Красной Площади. А если Катя, Илья и Алексей Горшков проведут ещё несколько недель у Игоря Шпильбанда, то даже и на Красной Поляне.
Вечером пятницы на главном льду “Дома спортова” решался вопрос о том, кого судьи признают лучшей танцевальной парой Европы. Споры в кулуарах шли горячие, гадалки за 1000 долларов предсказывали победу Бобровой с Соловьёвым.
Ясновидящие и экстрасексы, напротив, за ту же цену были готовы ставить на победу пары Ильиных/Кацалапов. А инсайдеры тихонько похихикивали в кулачки, в которых было зажато что-то, невидимое снаружи и шуршащее изнутри.
Как журналист и человек независимый (от меня не зависит ни одна оценка), я выбрал наблюдательную позицию поудобнее и переключился в режим ожидания. Не зря же древнегреческий философ Гераклит утверждал ещё две с половиной тысячи лет назад, что “Panta rhei, panta kineitai kai ouden menei" — "Всё течёт, всё движется, и ничего не остается неизменным". Если старик был прав – чемпионами станут Ильиных с Кацалаповым. Если нет – гнать его из наших энциклопедий поганой метлой!
В ожидании лучших танцоров просмотрел кое-кого из тех, кто катался до них. Понравилась грузинская пара Ангелина Телегина/Отар Джапаридзе. Девушка, правда, родом с Украины и грузинскую кровь могла получить разве что в результате переливания, но кто в наш век глобализации обращает внимание на такие мелочи? Неплохо прокатили уже хорошо знакомые испанцы Сара Хуртадо/Адриа Диаз и туркокраинцы Алиса Агафонова/Альпер Учар, ныне тренирующиеся в группе Александра Жулина.
В замыкающей соревнования (никоим образом не хочется называть её последней) группе первыми вышли показать своё мастерство Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв. Танец был интересным, хотя мне не очень понравились некоторые поддержки и кое-что в костюмах. Судьи оценили его в 99,83 балла, и общий итог у пары составил 169,25 балла – заслуженно лучший их результат в сезоне. После выступающих за Азербайджан Юлии Злобиной и Алексея Ситникова, не сумевших показать безошибочный прокат и съехавших с пятого места на седьмое, на лёд вышли Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Их танец был где-то сложнее, в чём-то интереснее и, разумеется, исполнялся с большим задором, но в своей рубашке Никита напоминал корабельного кока, выскочившего на гостевую палубу, да и платье партнёрши не только мне показалось не очень удачным. Может быть, поэтому пара осталась серебряным призёром чемпионата Европы с обидно маленьким проигрышем: 169,14 против 169,25. Одиннадцать сотых балла покрыли золотую надежду Николая Морозова тонким слоем серебра. Итальянцы, как и ожидалось, получили бронзовые медали, а Екатерина Рязанова с Ильёй Ткаченко заняли первое место во второй тройке.
По абсолютно непонятной мне причине немецкий танцевальный дуэт Нелли Жиганшина/Александр Гажи заказал в этом году странную программу у Ильи Авербуха и исполнил какой-то танцевально-акробатический danse macabre в образах Франкенштейна и его подруги.
Раньше танец на льду должен был напоминать бал – но скажем, первый бал Наташи Ростовой, а не бал у Сатаны из „Мастера и Маргариты“. Зритель должен получать удовольствие, а не страх и ужас.
В короткой программе парного катания Алёна Савченко и Робин Шолковы более или менее чисто откатали выученные ими с первых лет совместного катания прыжки и элементы. Судьи, которым эти прыжки и элементы пары тоже были знакомы давным-давно, по привычке дали оценку 70,21. А выступавших за ними Татьяну Волосожар с Максимом Траньковым, показавших нечто новое, оригинальное, оценили более чем на три балла выше. На третье место арбитры вкатили хорошо постаравшихся итальянцев Бертон/Хотарек, а четвёртое арбитры почему-то отдали французскому дуэту Джеймс/Сипрес, который был не хуже итальянцев. Пара Тамары Николаевны Москвиной, к сожалению, показала далеко не всё, что умеет, и была опущена на пятое место. Не хватило уверенности в себе талантливой и статной паре Ксения Столбова/Фёдор Климов – она приходит и растёт только на чемпионатах и международных соревнованиях.
Произвольная программа не внесла “табель о рангах” почти никаких изменений. С преимуществом в семь с нелишним баллов, чемпионами континента были по праву признаны Татьяна Волосожар и Максим Траньков.
Униженные на одну ступеньку, Савченко и Шолковы пополнили коллекцию серебряными медалями, Бертон и Хотарек гордо увезли в “Bella Italia” тот благородный металл, из которого отливают памятники самым великим людям планеты - бронзу. Смирнов и Кавагучи опять не смогли избежать ошибок и турнир стали пятыми. А Столбова и Климов, которых решили послать на чемпионат за два дня до старта, справились с первым волнением и с восьмого места в короткой программе закончили чемпионат шестыми.
Соревнования мужчин начались с очередного доказательства безмозглой политики руководства ISU – старта по новому рейтингу. Поскольку в начале сезона Плющенко не выступал, стартовать ему довелось в довольно слабой разминке. Пришлось Евгению подстраиваться к своей “группе товарищей”, что довело его до шестого места.
А после выступления олимпийского чемпиона осмотрели врачи и нашли, что вместо болезни, как это нередко делают другие фигуристы, Плющенко не очень убедительно симулирует железное здоровье. За что был немедленно снят с соревнований и отправлен на отдых. Причём не тренером Мишиным, а официальными врачами чемпионата, о чём и было сообщено в специальном бюллетене ISU. А до выхода на старт в произвольной программе лидировали Флоран Амодио (Франция), Хавьер Фернандес (Испания) и Бриан (он же Брайан) Жубер (Франция).
Сергей Воронов и Максим Ковтун показали то, что они успели получить у Николая Морозова и претворить в жизнь, и заработали соответственно пятое и седьмое места.
Произвольную программу двадцать три кандидата начали в субботу, когда обычные люди садятся за обеденный стол.
Но лучшая группа вышла на лёд в четыре часа пополудни. Первым - Максим Ковтун, показавший очень неплохие прыжки и элементы, включая довольно сложную дорожку. Правда, катаясь как бы с проглоченным аршином, Максим выглядел на льду ожившим манекеном. Но юноша он, безусловно, талантливый и гибкости его наверняка научат. К Зимним Олимпийским играм 2018 года Ковтун может стать серьёзным кандидатом на медали. Выступавшие следом Жубер и Воронов не обошлись без помарок, а испанец Фернандез чисто исполнил три “четверных” прыжка и стал чемпионом континента 2013 года. Чех Михал Бжезина, которого тренирует олимпийский чемпион Виктор Петренко, уверенно завоевал бронзовую медаль. А вот француз Флоран Амодио уступил лидерство Фернандезу и принёс своему тренеру, Николаю Морозову, вторую серебряную медаль на этом чемпионате. Чем вряд ли его осчастливил. Жубера, полагаю, списывать рано – он ещё может заняить своё место на пьедестале почёта.
Мой почти земляк Ковтун занял в произвольном катании четвёртое и в итоге пятое место, и кинувшаяся на юношу на диване "поцелуев и слёз" Татьяна Анатольевна так радовалась и так его целовала, как будто не только стояла у бортика рядом с Еленой Буяновой во время тренировок Максима в последние пять месяцев, но и сама зачала его, выносила, родила, вырастила и выучила кататься. Было очень приятно видеть великую Тарасову в таком хорошем настроении. Буянова тоже радовалась, но менее эмоционально.
Вообще-то донёсся до меня в Загребе слух, будто Ковтун собирается вернуться к Морозову. Даже не слух, а маленький такой слушок, но – шустрый!
Из других фигуристов хотел бы похвалить „русского шведа“ Александра Майорова и белоруса Павла Игнатенко. Увидев Павла на тренировке, я было подумал, что обознался, но оказалось, что он перешёл в ЦСКА и с ним работает такой блестящий молодёжный тренер, как Марина Селицкая – умный и тонкий педагог.
Поскольку медики утверждают, что женщина разогревается гораздо медленнее мужчины, девушек выпустили на лёд только в пятницу. Зато аж целых тридцать шесть, и катались они целых пять часов, так что ко второй половине соревнований уже было трудно понять: где в этом кексе изюминка, а где таракан. Пока на лёд не вышла Каролина Костнер и не показала, как катается действующая чемпионка Европы. За ней выступала эстонка Елена Глебова - по качеству, к сожалению, заметно хуже. А потом покатилась очаровательная Аделина Сотникова, с кошачьей грацией и такими мягкими коленями, которых я у неё никогда до этого не видел! Как бы Сотникова ни прокатила произвольную программу – её уже можно называть мастером спорта по фигурному катанию истинно международного класса.
Моя предыдущая и всё ещё действующая любимица, Элене Гедеванишвили приехала в Загреб с великолепной фигурой и прекрасно подготовленной. Но, видимо, её нежный организм не успел переключиться с канадского времени на европейское, и на насилие над собой ответил падением. Я даже хотел переговорить с этим организмом с глазу на глаз и объяснить, что для такой попы он просто обязан найти более приятные занятия, чем выметание снега со льда.
Не выдался день у Лизы Туктамышевой. Не далось то, не вышло это…. Может быть, девочка вчера сопереживала вместе с Евгением Плющенко и не успокоилась до сегодняшнего дня? Но с четвёртого места в короткой программе ещё вполне можно допрыгнуть до пьедестала в произвольной.
Что Лиза и сделала, потрясающе откатав произвольную программу с лучшим результатом и заняв третье место. Если бы её не „убили“ компонентами, уже подаренными Костнер – стоять бы ей на высшей ступеньке. Туктамышева впервые за много лет исполнила в произвольной программе такой шикарный двойной аксель, подобного которому мы уже не видели очень давно. Как мне подсказали знатоки, со времён мадьярки Кристины Чако.
Аделина Сотникова выступила с очень хорошей произвольной программой, получила третий результат и стала серебряным призёром чемпионата Европы.
При всём своём восхищении Аделью считаю, что катать ей следовало не джаз, да и платье хорошо бы сделать более гармоничным с её возрастом. А чемпионкой Европы вот уже в пятый раз стала итальянка Каролина Костнер, обе программы прокатав лишь со вторым результатом (в сравнении с судейской высшая математика выглядит подсчётом на пальцах).
Очень понравилась мне новая девушка в российской команде, Николь Госвиани - великолепная юниорка с прекрасными возможностями дальнейшего роста.
Итак, итог: сборной России есть чем похвастаться перед своими финансистами и спонсорами. Её фигуристы сумели загрести в Загребе золотые медали в парном катании, золотые и серебряные в танцах, серебряную и бронзовую награды в женском одиночном катании и ни шиша в мужском одиночном. Поэтому на чемпионат мира в Лондон пошлют, думаю, „козырного валета“ Артура Гачинского. Говорят, юноша перестал или, как минимум, резко снизил долю приёма сладкого, но изнуряющего лекарства, избавившего его лицо от пубертатных прыщей, и вновь набирает полную спортивную форму.