— Ваши воспитанники вновь будут бороться за медали на чемпионате Европы. Выходит, вы снова на коне?
— А под конем я особенно и не был. Хотя и упустил, признаюсь, целое поколение, когда перед туринской Олимпиадой занимался исключительно Плющенко. Но потом мы набирали в группу только тех, в ком действительно видели потенциал. И сразу дело пошло. На чемпионате России в Сочи два из восьми наших фигуристов взяли золото. То есть все одиночное катание страны наше. Сейчас со мной работают три тренера — моя жена Татьяна, Олег Татауров, Светлана Веретенникова, которая помогает готовить Туктамышеву, и хореограф Татьяна Родионова. Полноценный член коллектива с 2006 года и генеральный директор компании «Мостсервис» Михаил Кузнецов. Без его финансовой помощи успехи нашей молодой поросли были бы просто невозможны. Лиза Туктамышева, например, живет в квартире его жены.
— Почему бронзовый призер чемпионата мира и серебряный призер чемпионата Европы Артур Гачинский стал в Сочи лишь четвертым?
— Народ успел Артура полюбить и оценить его уникальные качества. Гачинский выработал свой узнаваемый стиль и уже не похож на Плющенко. О том, что с ним происходит, много говорить не стану. Скажу лишь, что в жизни каждого молодого человека бывают трудные времена. Такой период взросления и становления Артур сейчас и переживает. Он попросил дать ему время разобраться в себе, и я уверен, все сложности он преодолеет. Но выигрышные стороны своих спортсменов надо отмечать, поэтому приведу характеристику Гачинского, данную ему известным хореографом Аллой Капрановой. «По уровню дарования и художественного видения Гачинский едва ли не единственный российский фигурист, который может на равных соревноваться с сильнейшими японцами. Потому что в нем есть незаурядность»,— сказала она. Да, делать сложные прыжки и кататься уверенно Артур, конечно, обязан. И когда это удается, то за версту видно: благородной поступью идет породистый дог.
— Но «дог» остался дома, а в Загреб кроме Плющенко отправились Сергей Воронов и Максим Ковтун…
— Артура на чемпионат Европы не взяли, и это правильно. Мы с патриархом Виктором Кудрявцевым на тренерском совете выступили за спортивный принцип отбора. Потому что, когда он нарушается, происходит развращение спортивного сообщества. Спортсмены перестают верить в святую силу победы.
— А не провалится ли Гачинский в психологическую яму окончательно?
— Он получил хороший урок. Ирина Слуцкая тоже однажды не попала на чемпионаты Европы и мира, но выстояла и поднялась. Нельзя заплыть на олимпийский пьедестал в теплом молоке. Надо ободрать коленки. Я знаю потенциал Артура и трезво оцениваю состояние мирового мужского одиночного катания. Когда уйдет Плющенко и трон в России освободится, я уверен, именно Артуру предназначена одна из главных ролей.
— Почему именно мужское одиночное катание переживает нынче бум?
— Все процессы развиваются по спирали. В том числе и фигурное катание. Когда-то его олицетворяли английские танцоры Диана Таулер—Бернард Форд и Джин Торвилл—Кристофер Дин, российские пары Людмила Белоусова—Олег Протопопов, Ирина Роднина—Александр Зайцев, а сейчас флаг подхватили мужчины, из которых сложился, я бы сказал, букет гениев. А все потому, что в свое время молодежь побежала за Алексеем Урмановым, Алексеем Ягудиным и Евгением Плющенко.
— Но 18-летний японец Юдзуру Ханью был тогда еще слишком мал…
— Однако и он видел всеобщую погоню за звездами из России. Когда человек начинает что-то делать сам, он всегда стремится кого-то опередить. Плющенко, например, хотел опередить Урманова. Гении на пустом месте не рождаются. Если бы Ханью родился в эпоху, когда фигуристы делали двойные прыжки, то благодаря своему таланту стал бы делать тройные. А когда сегодняшние лидеры прыгают четверные, он стремится делать их больше и лучше, потому что жажда побеждать в нем заложена природой.
— В чем главное отличие Евгения Плющенко от Юдзуру Ханью?
— Гениев разных поколений сравнивать нельзя. Бегун Джесси Оуэнс сейчас выглядел бы начинающим спортсменом, хотя был гением своей эпохи. Сравнение Ханью и Плющенко по количеству четверных прыжков будет в пользу японца, но в артистизме налицо преимущество Жени. В катании Плющенко есть история, а за стремлением Ханью наделать всего поскорей да побольше истории пока не просматривается. Тем не менее я испытываю огромное уважение к его мастерству и таланту. Но если бы не появился Ханью, то другие японские звезды, в том числе Такахико Кодзука и Дайсукэ Такахаси, скоро погасли бы. Было время, когда Такэси Хонда, Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко стремились делать четырехоборотные прыжки. Но вдруг американец Эван Лайсачек заявил, что победит Плющенко в Ванкувере одними транзишнами — перемещениями от элемента к элементу. И ведь победил. Но это был заход в аппендикс, что международное сообщество фигуристов вскоре и признало. Сейчас мужское фигурное катание из тупика выходит, и те, кто яростно выступал против многооборотных прыжков, спешно осваивают четверные. Вот вам и виток спирали.
— При каких условиях Плющенко все-таки поедет на чемпионат мира? Ведь завоевать вторую олимпийскую путевку для России способен сегодня только он.
— Мы живем в свободной стране, и я имею право на этот вопрос не отвечать.
— Тогда объясните, почему тема травм и болезней стала едва ли не главной в любой информации о Плющенко?
— Этот феномен во многом обусловлен повышенным интересом журналистов к этому аспекту его жизни. Говорить об уколах легче, чем задавать умный вопрос и получать умный ответ. Женя вынужден отвечать, и создается впечатление, что он вообще уже живой труп.
— А на самом деле?
— Очень хорошо физически подготовленный спортсмен. Но главное — у него нет признаков координационной старости. А ведь в основном по этой причине у фигуристов сначала падают результаты, а потом они завершают карьеру. Этот процесс я наблюдал у многих своих учеников. Спортсмен может быть сильным и выносливым, но наступает координационная старость, и для фигурного катания человек интересным быть перестает. А время наступления координационной старости зависит от индивидуальных особенностей организма. Так вот Плющенко и эмоционально еще очень молод: на тренировках постоянно «шутит» коньками, а в свободное время играет в хоккей, футбол, довольно профессионально — в гольф, занимается кикбоксингом, стреляет из лука и пистолета. Так что на катке он, легкий и подвижный,— едва ли не самый у нас юный. Не в пример иным мальчикам-девочкам, которые осваивают элементы с тяжестью в голове и в сердце. Так что говорить о плохом здоровье Плющенко нельзя. Речь идет о нюансах, потому что кататься 25 лет и не иметь травм невозможно.
— Почему он может уходить и возвращаться?
— Да потому, что вдобавок ко всему Плющенко обучен правильной технике. С неправильной техникой можно добиться успеха, лишь когда у фигуриста срослось все: форма, здоровье, настрой и звезды… Тогда он пройдет, скажем так, по натянутому тросу и не свалится в Ниагарский водопад. Поступь Жени уверенная всегда. Его техника настолько совершенная, что даже после наркозов все элементы он делает точно и правильно.
— В Загребе Плющенко ограничится одним, как в Сочи, четверным тулупом?
— Конечно, мы готовим два. Но оба тулупы.
— Еще изменения будут?
— Подтянули до четвертого уровня вращения. Но общий абрис программ остался прежним. В короткой в Сочи Женя испытал мощный драйв. Однако затем, из-за того что впервые в сезоне выступал в официальных соревнованиях, он строго придерживался установки — сделать обычный прокат, и в самом начале произвольной выпустил композиционно важный тройной ритбергер. Его перенос во вторую часть эмоционально обеднил первую. А еще мы выбрали очень интересную музыку. Сначала только одно произведение Сен-Санса — Рондо каприччиозо. Однако протянуть 4 минуты 30 секунд в одном темпе трудно, поэтому для передышки мы включили в программу и фрагмент из «Умирающего лебедя».
— Компания соперников Евгения Плющенко на чемпионате Европы с прошлого года не изменилась — испанец Хавьер Фернандес, французы Флоран Амодио и Бриан Жубер, чехи Михал Бжезина, Томаш Вернер.
— Главным соперником Плющенко будет он сам. Потому что при плохом катании можно проиграть любому, а при хорошем… Посмотрим, что получится.
— Вы ожидали, что поздно начавшая сезон Елизавета Туктамышева все-таки сумеет справиться с проблемами роста и уверенно выиграет национальное первенство?
— Лиза могла стать первой еще три года назад, когда проиграла Аделине Сотниковой на чемпионате России всего несколько сотых балла. Уже тогда они были равны, а судьба чемпионства зависела от мелочей вроде неправильного ребра на лутце. Как бы то ни было, теперь обе фигуристки поедут в Загреб и противопоставлять их не надо. Я убежден, что их нынешнее соперничество, желание догнать и перегнать друг друга должно происходить только в доброжелательной атмосфере. По спортивному принципу попала на чемпионат и еще одна дебютантка — Николь Госвияни. Но мне кажется, серебряный призер прошлого чемпионата мира Алена Леонова еще найдет себя. Когда Алексей Урманов выиграл олимпийское золото, на следующий год тоже толком кататься не мог. А все потому, что к каждой своей ошибке относился как к трагедии. Вот и Алене этот период надо пережить.
— Была ли какая-то специфика в подготовке 16-летней Елизаветы Туктамышевой к дебюту на взрослом официальном международном турнире? Хотя на международных соревнованиях, учитывая ее прошлогодние успехи на Гран-при, она уже не новичок.
— Когда я был молодым тренером, а я начал тренировать в 1969 году, постоянно старался доказать: видите, мол, как быстро я обучил спортсмена? Сейчас не тороплюсь. Весь подготовительный период мы прошли очень спокойно и даже в сентябре пропустили контрольные прокаты, потому что Лиза была совсем еще не в форме. К растущему организму надо относиться бережно, применяя специальную технику исполнения прыжков, которая основана на законах биомеханики и при изменении росто-весовых показателей спортсмена не ломается как карточный домик. Она, кстати, и легла в основу моей диссертации и описана в книге «Биомеханика движений фигуриста». В научной работе, которую я вел параллельно с практической, собственно и создавались те мои сильные стороны, которые позволяют мне готовить хороших спортсменов уже так долго.
— Ваши ученики, даже когда вроде бы должны упасть, зачастую умудряются устоять…
— Некие профессиональные нюансы действительно позволяют моим фигуристам в определенных ситуациях не падать.
— Виктор Кудрявцев, например, считает, что Елизавета Туктамышева похожа на Ирину Слуцкую...
— Сейчас трудно говорить об окончательной версии конфигурации ее тела. Врачи утверждают, что после определенного периода Лиза изменится и ее вес уменьшится. А в росте она, похоже, остановилась. Рост создает сложности. Как бы то ни было, на запредельные высоты мы с Лизой еще не замахиваемся. Наша задача — не столько места на пьедестале, сколько достойное выступление и демонстрация потенциала. Справимся — обрадуемся не меньше, чем медали.
— Очередь в женском катании существует, как, например, в танцах?
— Конечно, ISU, вводя новые правила, стремился сделать судейство максимально объективным. Но сейчас стало очевидно, что пять пунктов, по которым оцениваются так называемые компоненты, позволяют судьям творить что-то несусветное и, например, трижды приложившегося об лед фигуриста запросто выводить в чемпионы.
— Вы, вероятно, имеете в виду чемпиона мира из Канады Патрика Чана?
— За всю свою жизнь я не видел спортсмена, который бы парил надо льдом так, как Патрик Чан. Но что касается оценок за компоненты, то они, мягко говоря, не всегда отражают истинное положение дел. Не понимаю, как можно выставлять высокие баллы за исполнение программы с тремя падениями или ставить их в примитивную зависимость от стажа фигуристов в лидерском пуле. Так что первая оценка за технику — все-таки более объективна.
— Если бы правила судейства разрабатывали вы, что бы изменили в них конкретно?
— От оценки технической сложности отказываться нелепо. Но с оценками за компоненты, а это пять очень близких понятий (базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/выполнение и выразительность.— “Ъ”), надо что-то делать. Ведь если у фигуриста нет скольжения или хромает хореография, то абсурдно выставлять ему высокие оценки за мастерство исполнения программы. Да и оценки за пресловутые транзишны (связующие элементы.— “Ъ”) порой поражают своей неожиданностью. Я бы внес бонус за комбинации сложных прыжков. Например, за четверной тулуп—подскок—тройной аксель и за тройной аксель—подскок—тройной аксель. Однако по существующим ныне правилам эти очень сложные комбинации стоят меньше, чем те же два прыжка, выполненные раздельно. Этот нонсенс тормозит прогресс. Кстати, мы с инженером Виктором Шапиро изобрели прибор, который на тренировке крепится на тело фигуриста и за счет преобразования его движений в числа помогает оценить, например, уровень дорожек и сложность транзишнов. Очень перспективная методика. Вот только в родном отечестве наша идея интереса не вызвала. Но пока мы не хотим отдавать разработку на сторону, хотя, думаю, на Востоке ее примут на ура.