Инна Германовна, ваша ученица Лена Радионова стала чемпионкой России в этом году и впервые поедет на чемпионат Европы в ранге основной претендентки на медали. Как вы оцениваете ее выступление в Сочи?
На чемпионате России Лена показала 70 процентов от того, что может сделать. Я всегда достаточно критически отношусь к результатам, показанным на соревнованиях. В Сочи Лена выступила достойно, но есть над чем работать. Она сама это знает. Мы вместе это знаем. После чемпионата России отметили положительные моменты, и то, что предстоит еще осмыслить и доработать. В общем, наши лучшие прокаты впереди.
Хотелось бы добавить, что, помимо Лены, в Сочи выступали еще пять моих учеников. Тот факт, что ребята участвовали в чемпионате России – сам по себе, является для них достижением. Пока не все у всех получается, но главное желание, цель, и все придет.
Если в Стокгольме, где в январе пройдет чемпионат Европы, все сложится удачно для Лены, планируете ли вы участвовать в юниорском чемпионате мира, ведь по возрасту ваша спортсменка еще может в нем участвовать?
Все хорошо в свое время. На протяжении спортивной карьеры Лена шла, немного опережая сверстников. Мы выиграли все соревнования на детском уровне в своем возрасте и старались соревноваться с девочками чуть старше нас. Лена уже дважды становилась чемпионкой мира среди юниоров. Причем, она первая и пока единственная фигуристка с таким достижением. Так что юниорского мира с нас достаточно. Сейчас хочется двигаться дальше.
Несмотря на эмоциональность и открытость, ваша ученица всегда очень собрана перед стартом и во время выступлений. Как вам удается правильно настроить ее?
Тут все в комплексе: особенности характера Лены, наше многолетнее сотрудничество, когда тренер и ученик начинают понимать друг друга без слов. Выдернуть что-то одно, сказать, что только тренер подобрал верные слова, сумел грамотно настроить спортсмена, неправильно. Думаю, что все-таки ключевую роль играет сила характера спортсменки.
Лена с самого начала была такой?
Лена пришла ко мне в четыре года, и сказать что-то определенное о характере крохотулечки, как вы понимаете, в этом возрасте затруднительно. Но она с самого начала была очень старательной и выделялась тем, что никогда не хотела быть на задворках. Детей в группу набираем много, и на занятиях по общефизической подготовке они становятся по линиям. Так вот Лена никогда не хотела стоять во втором ряду. Только в первом. Только посередине. Только передо мной. И добивалась этого любыми путями. Вот это стремление к лидерству, возможно, на тот момент еще неосознанное, было сразу заметно.
Понятно, что с годами человек взрослее, меняется, формируется, становится личностью. Как в жизни, так и в спорте. Другое дело -- особенности характера. Один пасует перед трудностями, другой идет вперед, преодолевая преграды. Это заложено где-то внутри. Воспитать эти качества в себе порой сложно. И никакой тренер волшебства совершить не может. Как бы ни старался. Спортсмен все равно выходит на старт и остается на льду один. И там, по другую сторону бортика, все зависит от силы духа, от силы воли, от интеллекта спортсмена.
Вы сказали, что Радионова всегда стремилась к лидерству, но вместе с тем она не производит впечатления спортсменки, которая будет расталкивать соперниц локтями.
Нет, этого у нее нет. Лена предпочитает доказывать право на лидерство результатами, катанием на льду. Это правильно.
На финале Гран-при в Барселоне ваша ученица сказала так: «С тех пор, как мы вышли на взрослый уровень, мой тренер так сильно стала волноваться, что я очень за нее переживаю». Девочка выросла?
В спорте взрослеют рано. И пусть внешне спортсмены выглядят по-детски: маленькие, худенькие, стройные, потому что постоянно находятся в нагрузках, вследствие чего чуть позже развиваются физически, но по интеллекту, по жизненным взглядам, мироощущению, это взрослые люди. Лена не исключение. Она очень рано повзрослела, многое стала понимать.
Радионова – ваша первая ученица, которая добилась таких результатов. И вы как тренер впервые вместе с ней двигаетесь по этому пути, причем, четко зная, куда идти. Откуда эта уверенность?
В нашем фигурном катании есть хорошие примеры великих тренеров, у которых многое можно перенять, есть чему поучиться, чтобы не ударить в грязь лицом. А я из той категории людей, которые всегда пытаются смотреть, спрашивать, если что-то непонятно или не получается, пробовать, анализировать. Конечно, у всех есть нюансы, и механически копировать чей-то опыт неправильно. Но у меня есть принципы, которых я стараюсь по жизни придерживаться. Есть вещи, которые я не делала, не делаю, и не буду делать никогда. Этому я пытаюсь научить и своих спортсменов. Получится или нет, время покажет.
Можете в нескольких фразах сформулировать свой главный принцип? Например, как в поговорке: тише едешь – дальше будешь.
Нет, тише едешь – дальше будешь – это явно не про меня. Скорее: бороться, искать, найти и не сдаваться.
По мере взросления ваших учеников, с ними проще или сложнее работать?
Сложнее. Дело не только в трудностях физиологического взросления. В жизни каждого тренера наступает такой момент, когда нужно, образно говоря, перерезать пуповину, отказаться от тотальной опеки, предоставить ученику свободу, которая подразумевает ответственность. Это как с собственными детьми: на определенном этапе их нужно отпустить, иначе они никогда не поймут, что работа, которую они выполняют, прежде всего, нужна им самим ради достижения своей цели.
Каким в настоящее время должен быть тренер? К примеру, Виктор Кудрявцев считает, что в СССР, помимо профессиональных функций, тренер брал на себя роль педагога, воспитателя, что сейчас зачастую утрачено.
В Советском Союзе действительно были воспитатели-педагоги с большой буквы, которые добивались значительных результатов. Но сегодня той прежней системы, которая работала тогда, уже нет. Поменялась идеология. Поменялись ценности. Поменялись реалии, образ жизни. Новое поколение выросло в другом свободном демократическом обществе. И молодежь уже другая. Они более самостоятельные, более мобильные. Они имеют гораздо больше возможностей. Поэтому давить на них, настаивать на чем-то, действовать исключительно в приказном порядке, уже не получается. Зачастую это вызывает только раздражение, доходящее порой до агрессии. В этой связи тренеры или, скажем, учителя в школах оказались в очень непростой ситуации. Надо меняться и искать правильный подход во взаимоотношениях с учениками, что не всегда удается.
Понимаете, в спорте мы зачастую все еще придерживаемся старой советской школьной системы, при которой хочешь – не хочешь, но ребенка надо научить. Не хочет – прикрикнуть, надавить. Вырастит – поймет. Хотя в вузе все обстоит иначе. Посещаешь ли ты лекции, слушаешь, вникаешь или нет – твои проблемы. И то, как окончишь институт, зависит только от тебя. Так вот в спорте, если человек вышел на уровень мастеров, он должен сам понимать, что он делает, для чего и каких результатов хочет добиться. А у нас по старинке многие спортсмены заточены на то, что ими непременно надо руководить, заставлять, проверять, контролировать... При том, что излишняя опека и давление вызывает внутреннее неприятие и сопротивление.
Вот и получается, что многие спортсмены вырастают и ждут, когда же меня начнут принудительно учить? Почему на меня не кричат? Почему не проверяют? Я считаю, что в наше время от «пионерского лагеря», когда надо проверять, все ли на месте в положенный час, надо отказываться. Овес к лошади не ходит. Если ты вышел на определенный уровень, считаешь себя профессионалом, то бери от тренера знания и двигайся дальше. Получил рекомендации на тренировке – выполняй, не жди окрика. В конце концов, это твоя работа, это то, что нужно тебе.
Как поменять устоявшиеся стереотипы, как сделать подростков самостоятельными, это самое сложное.
Наверное, в Америке или других странах, где родители оплачивают тренировки, таких проблем меньше?
Приведу один пример. Как-то я беседовала с Денисом Теном, который тренировался у нас в ЦСКА, а потом уехал к Фрэнку Кэрроллу. На первой тренировке в Америке парень вышел на лед и стал ждать указаний тренера. «Стою, -- рассказывал Денис, -- жду. Молчу. Тренер молчит. Потом спрашиваю, что нужно делать? А тренер в ответ: «Это я хочу спросить тебя, что тебе нужно делать, над чем тебе надо работать?»
Улавливаете разницу? Учить и воспитывать до бесконечности невозможно. Когда спортсмен достигает определенного уровня, то это подразумевает, что он становится взрослым, личностью, профессионалом, который четко сознает, что ему нужно делать. В такой ситуации тренер и ученик – это тандем, где никто никого не заставляет. Да, у тренера больше знаний, опыта, он подсказывает, ведет. Но и спортсмен должен и прислушиваться к себе, и профессионально относиться к работе. Это касается и веса, и проведения выходных, отпусков, соблюдения режима. В большом спорте мелочей не бывает.
Возможно, если в группе есть образцовый лидер, то и остальные будут ориентироваться на него?
Понимаете, фигурное катание – не командный вид спорта. А в одиночном катании вообще все лидеры, и не всегда хотят смотреть друг на друга. Фигуристы-одиночники -- очень самолюбивые. Так что я не могу сказать, что в нашем виде спорта как в стае, есть вожак, за которым идут остальные. Нет. Тут каждый сам себе режиссер, и иногда, глядя на лидера, кто-то может начать действовать от противного. Наверное, это правильно, потому что в одиночном катании фигуристы и должны быть индивидуальностями.
До какой степени тренер должен сближаться со спортсменом? Иногда слышишь выражения: тренер для меня как второй отец или вторая мама…
Ни в коем случае. Семья это семья. Родители – это родители. А отношения тренер – ученик – это тренер ученик. Возможно, когда спортсмены называют тренера вторым папой или второй мамой – это игра слов, образное выражение. На мой взгляд, между тренером и учеником всегда должна быть дистанция. Небольшая, как нить, которая, с одной стороны, не мешала бы им понимать друг друга, а с другой не позволяла переступать некую грань, чтобы сохранять взаимоуважение.
Например, за столько лет работы с Леной Радионовой мы научились мыслить на одной волне. Бывает, что мне в голову приходит какая-то идея, а Лена приходит и ее озвучивает. Да, последнее слово в наших обсуждениях остается за мной. Но и Лена уже много знает, умеет. Вносит свои предложения. С ней интересно. Лена очень талантливый человек. Мне кажется, она, как дети индиго, с какими-то космическими возможностями.
К слову, о возможностях. Как вам кажется, по какому пути пойдет женское катание в предстоящем четырехлетии?
Когда я училась в институте физкультуры, то писала работу на тему прогнозирования в деятельности тренера по фигурному катанию. На протяжении ряда лет мы анализировали выступление фигуристок, сложность программ, и пришли к выводу, что в женском фигурном катании прослеживаются очень четкие периоды. «Технический прогресс», техническое усложнение программ сменяется неким затишьем, когда развитие уходит в сторону красоты катания, композиции, интересных заходов, каких-то других задумок.
На мой взгляд, именно такой этап наступает сейчас, когда сложность (каскады из двух тройных прыжков, прыжки во второй части программы) дошла до предела. На какое-то время программы спортсменок станут более театральными, яркими… А затем произойдет новый скачок, с уклоном в технику, и количество перерастет в качество.
Девушки включат в программы тройной аксель?
Да, но, думаю, это произойдет не ранее, чем за год-два до Олимпиады. Во всяком случае, именно такая картина наблюдалась в то время, когда японская фигуристка Мидори Ито впервые исполнила тройной аксель.
Этот сложный прыжок отнимает очень много сил, требует огромного физического и психологического напряжения. И мне бы очень не хотелось, чтобы программы фигуристок превращались в простой набор сложных элементов под музыку. Все-таки женское фигурное катание должно оставаться женским, радовать и завораживать красотой.
Тема вашего диплома, связанная с прогнозированием, всегда будет актуальной.
Умение обобщать, анализировать, заниматься статистикой вообще нужные вещи, которые очень помогают в тренерской работе. Учиться надо, без знаний профессионалу не обойтись. Знающие тренеры имеют возможность не просто «плыть по течению», но и направлять вектор в нужную сторону.
И еще. В современном мире одному тренеру подготовить спортсмена высокого класса нереально. Нужен коллектив специалистов разного профиля, которые станут работать сообща. Нужны молодые кадры со своими новыми идеями, нестандартным мышлением. В этом смысле мне повезло, что с нами работает потрясающий хореограф-постановщик Елена Масленникова. Не так давно присоединился Александр Успенский, который со временем станет хорошим тренером…
Вместе с Леной Радионовой вы добились серьезных успехов, но при этом и вы, и фигуристка держитесь немного в тени. Как удается избегать публичности?
Мне кажется, многое зависит от воспитания. Меня так воспитали родители, а их, в свою очередь, их родители. Нашей семье присуща династийность, и я этим очень горжусь.
Мой прадед был протоиерей, погиб за веру, после чего причислен к лику святых новомучеников. Мой дедушка был хирургом, врачом от Бога. Они с бабушкой прожили очень трудную, но очень интересную жизнь. Всегда делали свою работу, не восхваляя себя, не требуя награды. И до сих пор люди приходят на могилу деда и кланяются ему в ноги до земли…
Моя семья всегда была примером для меня, и я хочу быть примером для своих детей и учеников. И если мои ученики что-то возьмут от меня, то им хуже точно не будет. Мне кажется, они обретут стержень, который поможет им оставаться честными и достойными людьми.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА