Шипулин и Кузьмина: почему они стали лучшими
Сестра Антона Шипулина – от беззаботном детстве лидера мужской сборной России, первых призовых, олимпийском золоте и переезде старшей сестры Анастасии Кузьминой в Словакию.
У Шипулина есть еще одна сестра - специалист по болельщикам
Владимир ИВАНОВ
из Контиолахти
Во время чемпионата мира в Контиолахти спецкор "СЭ" поговорил с Анной Масловой (в девичестве – Шипулина). С одним из лучших биатлонистов современности Антоном Шипулиным они близнецы. Брат появился на свет на 5 минут раньше. Аня, как и все остальные члены семьи, рано встала на лыжи. Более того, мама – Алла Шипулина – убеждена, что младшая дочь добилась бы, как минимум, не меньших успехов, чем Анастасия и Антон. Она с детства проявляла шипулинский характер и лидерские качества.
Однако в 14 лет у Анны возникли проблемы со здоровьем. Из-за низкого гемоглобина врачи настоятельно рекомендовали ей пропустить год занятий. Неусидчивая девушка ударилась в учебу, ходила в модельное агентство, посещала игровые тренировки. В большой спорт так и не вернулась. Зато получила два высших образования, вышла замуж, родила сына Марка и сейчас занимается рядом проектов. В частности, возит болельщиков в биатлонные туры. В поездках с ней у фанатов есть огромный бонус – через Анну они напрямую могут передавать подарки и пожелания членам сборной России.
– Давайте начнем с вашей старшей сестры, олимпийской чемпионки и лидера сборной Словакии Анастасии Шипулиной. Как у нее сейчас дела?
– Все хорошо. Она, как вы знаете, в интересном положении. Изначально Настя думала выступить в этом сезоне, но потом все переменилось. Почему нет? Самые главные награды ею уже завоеваны. Но она продолжает тренироваться, поддерживать форму. Занимается сыном Елисеем – встречает его со школы, провожает. Ну и дома ей всегда есть чем заняться. Она же у нас такая – вместо похода в ресторан всегда предпочтет приготовить еду сама, а вместо тусовок будет убираться в квартире, создавать уют.
– Где она сейчас живет?
– В Банско-Быстрице. Это третий по величине город Словакии. Мне он напоминает Тюмень. Там в центре даже стоит монумент советским воинам, освободившим Чехословакию от фашистов в 1945 году. В сентябре к ней в гости ездили родители. Наконец, посадили Настю за руль. Папа всю неделю учил! Зато теперь она постоянно на авто. А то ведь родители подарили ей машину еще на 18-летие. Правда, это были "Жигули". Но тогда Настя очень боялась водить, так и не сумели ее уговорить попробовать. Теперь пришло время.
– Правда, что она в Словакии невероятно популярна?
– Насте там вообще не дают прохода! Видели бы вы, как ее встречали после Сочи… Она, как президент, ехала по центру города в машине с откинутым верхом, всем махала, а люди кричали ее имя, аплодировали и просто сходили с ума.
– Ее ведь не сразу признали?
– Конечно, все-таки новый человек, иностранка. Поначалу кто-то относился к ней настороженно. Все полюбили Настю после Ванкувера. Она мало того, что победила там, так еще и со слезами на глазах исполнила словацкий гимн на пьедестале. Кстати, после Олимпийских играх-2010 она по рейтингу популярности была выше президента Словакии Ивана Гашпаровича. Возвращалась с ним из Канады на одном самолете.
– А помните, как она уезжала с другую страну?
– Если коротко: она хотела остаться в России. Вышла замуж, родила Елисея, и планировала продолжить тренироваться у Леонида Гурьева. Единственное, чего она просила – разрешения брать с собой на сборы ребенка. Но ей навстречу не пошли. Плюс их не поддержали в программе "Молодая семья". Они хотели купить квартиру в Тюмени. Но не получилось. Несмотря на семь медалей юниорских чемпионатов мира, у многих были сомнения в том, что она сумеет достойно вернуться в спорт после рождения ребенка.
– И они с мужем уехали в Словакию?
– Ее муж – Даниил – с Камчатки, но на тот момент он уже 10 лет как жил в Европе. Он и предложил попробовать. Вернее, сначала сам съездил в Словакию, все разведал, узнал, примут ли ее. А там в Настю поверили. Позволяли ездить с семьей по сборам, предоставляли апартаменты. Я и сама приезжала к ней в первый год, и меня сразу же поразило, насколько теплая у них атмосфера в команде. В России она себя так комфортно не чувствовала. Это сразу же принесло плоды. Зимой я ездила с ней на пару сборов, сидела с Елисеем, а Настя сосредоточилась на выступлении в Кубке IBU, чтобы набрать достаточное количество очков для участия в Кубке мира. У нее, конечно, все получилось. А потом она вдруг сразу же выиграла серебро в масс-старте на чемпионате мира-2009.
– Если бы Настя осталась в России…
– Мы в семье убеждены, что олимпийского золота у нее бы не было. В нашей команде большая конкуренция, огромное психологическое давление и о теплой атмосфере, подобной той, что в Словакии, речи не идет. А Настя – девушка особенная. Ей нужен нежный подход.
– После того, как она выиграла чемпионат мира в Корее, ее звали назад?
– Еще как! Обещали все условия, включая деньги и квартиру. Но она в резкой форме отказала, чтобы больше не возникало подобных вопросов. Хотя, если честно, когда мы ее отпускали в Словакию, то не думали, что это навсегда. Предполагали, что она съездит туда, осмотрится, и вернется. И только когда встал вопрос о том, что ей нужно отказываться от российского гражданства, мы по-настоящему взгрустнули. До сих пор сложно поверить, что Настя въезжает в Россию по визе. Видимся сейчас примерно дважды в год.
– Вы знаете сестру куда лучше остальных. За счет каких качеств ей удалось выиграть два подряд олимпийских спринта?
– Она говорит, что в этом большая заслуга мужа. Даниил сам лыжник. Вы же помните, что перед Ванкувером, 31 декабря 2009 года, она на тренировке сломала руку? Приходилось тренироваться без палки, на "одних ногах". Перед стартом они с мужем ходили по спринтерскому кругу, Даня подсказывал ей, где лучше поскоростить, а где отдышаться. Ну и, конечно, многое решил психологический настрой. Сколько было эмоций! Настя просто сходу утерла нос Магдалене Нойнер.
– Правда, что брат постоянно подкалывает, что на 5 минут старше вас?
– Все время об этом заявляет! Особенно часто это было в детстве. Мы, конечно и дрались и ругались. А потом стало уже не до этого. У нас как было – Настя моет посуду, Антоха пылесосит, я пыль протираю. Потом сестра стала ездить на сборы и соревнования – посуда перешла на меня. Потом брат за ней. Когда он впервые уехал, подумала: "Вот блин, теперь еще и пылесосить мне. Понапридумывали себе поводов, чтобы по дому не возиться". А так мы с Антоном постоянно проводили время вместе. Даже в школе сидели за одной партой.
– Кто у кого списывал?
– Я у него (смеется). Но учились мы не на "отлично". Все-таки большую часть жизни занимал спорт. Антон с Настей успевали ходить на карате, а Настюха даже в фигурном катании себя попробовала.
– Все детство небось на улице провели?
– Конечно! Во дворе бегали, обливались водой из бутылок, лазили по крышам гаражей, у нас у одних из первых появился мопед. Я была такой "пацанкой", потому что Антоха постоянно таскал меня с собой. Помню даже, как папа на даче впервые взял нас на рыбалку. С тех пор брат без ума от нее.
– Как брат расплачивался с вами за то, что вам приходилось пылесосить за него?
– Когда у Антона пошли первые успехи, после соревнований он постоянно отдавал мне часть призовых. Росли-то вместе, он помнит, как мы собирали карманные деньги на конфетки и жвачки, и понимал, что у меня на тот момент не было финансовой независимости. Я, конечно, отказывалась, а потом, когда он уезжал, находила сверточек в тумбочке или где-то еще.
– Родители – первые, кому Антон звонит после побед?
– После поражений он звонит даже чаще. Хотя сейчас он относится к ним проще. Повзрослел. Раньше равнялся в команде на Ваню Черезова, потом на Женю Устюгова, теперь вот уже многие берут пример с него. Он любит всех подкалывать, благодаря чему обстановка всегда быстро разряжается.
– Какова роль Анастасии в становлении Антона как биатлониста?
– Старшая сестра всегда была для него авторитетом. Был момент, когда у него вообще не клеилась стрельба. Настя посоветовала ему какое-то время вообще не подходить к винтовке. Помогло!
– В Сочи-2014 вы, наверное, со стадиона не выходили?
– Да, каждый день ездили на "Лауру", как на работу.
– Встречались после спринта, в котором Антона от победы отделил один точный выстрел?
– Родители с ним встречались. Мы же просто созвонились. Было понятно, как ему тяжело. Антон старался от всего отключиться, сменил номер телефона, чтобы никто не доставал. Увиделись только накануне эстафеты. Он узнал, что мы хотим сделать гостевые аккредитации, чтобы посмотреть олимпийскую деревню и сразу же поднял шум. Мол, почему мне не сказали. А мы не хотели его лишний раз отвлекать, хотели решить вопрос через Максима Чудова. В итоге Антон провел нам экскурсию по деревне, мы вместе посмотрели женскую эстафету, потом пообщались, посмеялись. Я думаю, это разрядило его. Да и мы тоже изменили подход. До этого перед каждой гонкой только и делали, что думали как Антон победит. А после этой встречи успокоились. Решили: "Как должно быть, так и будет".
– После эстафетной победы увиделись ведь не сразу?
– Только в Екатеринбурге. Обнялись, посмотрели эту красивую медальку.
– Награды хранятся у родителей?
– Да, основная часть в Мичурино, в семейном музее. Там два больших стеллажа – от пола до потолка. Одна часть – медали и награды Насти, которые она выиграла в составе российской команды, вторая – Антона. Олимпийские медали, конечно же, хранятся в сейфе и показываются в исключительных случаях. А месяца два назад родители сделали дополнительный стенд для подарков от болельщиков. Их очень много!
– Есть какое-то домашнее блюдо, которое Антон просит до сих пор?
– У мамы ничего просить не надо. Она и так постоянно много всего привозит. Антон говорит ей, что не нужно, но с годами ничего не меняется – она все равно везет, а он – объедается. Борщ, пельмени, блины – вариантов много.
– Вы с братом как часто видитесь?
– За счет туристических туров получается почаще. Хотя у него даже на сборах все время расписано.
– Круто, когда брат и сестра побеждают на Олимпийских играх?
– Очень! Но у нас спортивная семья, и все понимают, чего стоят эти медали. Далеко не каждый болельщик представляет, скольким они жертвуют ради своей цели. Вот вам история. Давным-давно, когда Антон вместе с командой приехал на сборы в Тюмень, я решила подготовить ему сюрприз. Купила билеты на концерт Григория Лепса. Предварительно согласовала все с тренером Владимиром Барышниковым, он отпустил Антона со второй тренировки. Сказал, что ради Лепса можно. В общем, все было согласовано. А брат не пошел…
– Почему?
– Сказал, что не может идти отдыхать, пока его товарищи будут тренироваться. План для всех один. Пропускать тренировку ради концерта, пусть и любимого исполнителя, он не стал. Антон полностью отдается своему делу. Сколько раз он финишировал с темнотой перед глазами… Цена медали гораздо выше, чем многие думают.
Владимир ИВАНОВ10.03.2015 15:30
http://winter.sport-express.ru/biathlon/reviews/54341/