Честно говоря, ничего подобного до сих пор не приходилось слышать. Из программы Олимпиад с гораздо большей вероятностью мог бы быть исключен командный турнир: еще накануне Олимпиады в Сочи в кулуарах полушутя-полусерьезно обсуждали такой вопрос: «Лучше бы России не выигрывать золото. Стоит нам стать олимпийскими чемпионами, как мгновенно в США и Канаде начнут говорить и писать о том, что это очень странные соревнования, они не очень понятны и по большому счету никому не нужны».
К тому, танцы на льду, по примеру художественной гимнастики находятся под угрозой изгнания, трудно относиться серьезно. Конечно, в последние годы танцы явно отдалились от спорта, и стали малопонятны рядовому болельщику. В этой связи очень показательным является недавнее высказывание Елены Ильиных: «Обидно терять по пять баллов на элементе, которого не видит зритель!».
На предпоследнем чемпионате мира в Саитаме такой тренер, как Игорь Шпильбанд тоже был не в состоянии объяснить даже самому себе, почему призеры расположились именно таким, а не каким-нибудь иным образом, и почему его пара Пешала-Бурза, ничем явно не уступавшая обласканным судьями медалистам, осталась без медалей.
Примеров, когда ни сами танцоры, ни съевшие собаку в своем деле тренеры не понимают происходящего, можно привести достаточно много.
Мне вспоминается и разговор с немецким танцором Александром Гаджи. Устав бороться с маловразумительными требованиями и консерватизмом, Гаджи, выступавший за Германию вместе с Нелли Жиганшиной, объявил об окончании карьеры. Вот немногое из того наболевшего, о чем он говорил:
«Мы всегда говорим, что мы катаемся для зрителя. Я считаю, что танцам этого очень сильно сейчас не хватает. Все концентрируются только на элементах, и катаются для технической бригады. Танцы потеряли многое. Из танцев ушла душа. И этим все сказано. На самом деле. Мы пытаемся сохранить душу танца. Но это очень сложно. Наши правила, наши требования, которых миллион... Их столько, и многое непонятно... В этом сезоне на этапах Гран-при мы хорошо катались, мы были довольны своими выступлениями, но совсем недовольны местами. Судьи наказывают нас. За что? Наша революционная интерпретация классической музыки в произвольном танце кажется им провокационной. Они считают, что мы издеваемся над классикой. Хотя при этом сами же сетуют, что фигурное катание теряет телевизионные рейтинги, теряет аудиторию, его показывают уже только в трех странах — в России, Японии и Китае. Даже в США уже не приобретают права на телевизионные трансляции. Потому что все одно и то же. Каждый год одно и то же. Все так же, как двадцать лет назад. Одна и та же музыка — я считаю, надо составить уже «черный список»: «Ромео и Джульетта», «Болеро», «Кармен», «Данс Макабр». И в ИСУ есть человек, который входит в оргкомитет всех крупных соревнований, который этот список уже составил. Но ему не удается переубедить. Стоит тебе чем-нибудь выделиться, и ты тут же получаешь за это».
Настораживает тот факт, что слух пущен именно итальянским судьей. Как известно, во главе ИСУ стоит Оттавио Чикванта, итальянец, поэтому Молина, возможно, не просто сотрясает воздух.
Но даже при том, что танцы изменились не в лучшую сторону, и фигурное катание теряет телевизионную аудиторию, в том числе и в США, трудно поверить, что все эти проблемы решит исключение танцев. Американские телевизионные каналы в любом случае продолжают оставаться крупным игроком на Олимпийских играх, на Олимпиаде в Сочи победила американская танцевальная пара Дэвис/Уайт. Сейчас они ушли, временно, или навсегда (и, кстати, вполне еще могут вернуться, как это сделала Мао Асада, просто отдохнувшая один сезон), но среди лидеров следующего олимпийского цикла видное место занимают Мэдисон Чок и Эван Бэйтс, у которых достаточно много поклонников. Это вполне вероятные призеры, если не чемпионы Олимпиады в Пхенчхане. Неужели в не столь отдаленном будущем им придется регистрироваться в качестве безработных на бирже труда?
Им и многим другим – и шутка с горьковатым кризисным привкусом о том, что скоро дело может дойти до сокращения олимпийских чемпионов на глазах у всего мира превратится в быль.
Первый в истории танцев на льду и президент ФФККР Александр Горшков уже высказался о том, что такие вещи не происходят без предупреждения. А «черной метки» пока никто не получал.
И все-таки этот неожиданный «вброс» выглядит очень странно.