Пообщаться с ними на чемпионате России было не так-то просто. До произвольной программы они ни слова не говорили, а после их поздравляли большие чиновники из администрации. Найти немного времени им удалось только во время сдачи проб на допинг. Юру быстро увели врачи, однако пару слов удалось получить и от него.
- Как вы начали заниматься фигурным катанием?
Ю.Л.: У меня банальная история, как у всех, мне кажется. Родители привели в группу здоровья. Это было в Узбекистане. Мама была только "за", потому что это она решала.
« Папа был "против". Но я в детстве был пухленький мальчик, и мама, глядя на мои размеры, отвела меня на каток, когда папа был в командировке. Позже он узнал, что я уже занимаюсь, отвёл меня на тренировку, посмотрел, ему понравилось. И с тех пор он начал заниматься моей спортивной карьерой, водить на стадион постоянно.»
В этот момент персонал забирает спортсмена. Мы остаёмся наедине с Верой.
В.Б.: Меня в четыре года привели на лёд тоже в группу здоровья, потому что я много болела. Изначально в детстве никаких целей не было. Я сначала одна каталась, а потом так получилось, что мы стали в пару. С Юрой мы уже седьмой год вместе катаемся.
- А до этого были партнёры?
- До этого я жила в Екатеринбурге, откуда родом. Там особенно парного катания не было, я каталась для себя, несерьёзно.
- А как вы попали в Пермь?
- Я не знаю всех подробностей, этим занималась моя мама. В результате их переговоров Любовь Александровна Калинина пригласила меня в свою группу.
- Вы всё время тренируетесь у одного и того же тренера. Вам комфортно с ней?
- Ну, конечно. Если бы было некомфортно, мы бы уже что-нибудь поменяли. Для нас тренер - это авторитет. Мы её слушаем во всём. Не только на льду, но и в жизни. У нас уже очень близкие отношения. Мы ведь живём без родителей и большую часть времени проводим вместе. Отдыхаем вместе. Получается как большая семья.
- Вы сменили Пермь на Саранск. Сложно было переезжать?
- Для нас, наверное, с Юрой было не так сложно, как для нашего тренера, ведь она сама из Перми. Мы же приезжие, нам всё равно, где жить. А ей, наверное, было всё-таки труднее. Да и ответственность здесь, в Саранске, сказывается. Нужно было привыкнуть к новой обстановке.
- Вы ведь долго прожили в Перми и наверняка, как любая девушка, обросли вещами. Большой чемодан сюда увозили?
- Да, с каждым переездом у нас всё больше вещей. И одним чемоданом дело не обошлось. Мы заказывали целый автобус. Там переезжала уже и техника бытовая.
- То есть у вас здесь уже своё жильё?
«- Да. Пока мы живём на съёмных квартирах. Но у нас уже есть своё жилье, которое нам правительство Мордовии выделило. Правда, дом ещё не сдан, поэтому пока мы туда вселиться не можем.»
- А в чём разница между Пермью и Саранском как городами?
- Они очень различаются. И люди, и сам город, и отношение людей, например, к спорту. Здесь стремятся развивать спорт, а в Перми такого нет. Там не уделяют внимания. Мы там катались, и никто даже не знал, что есть такие спортсмены, что они выступают за город. А здесь руководство очень поддерживает.
- А вы сам Саранск уже хорошо знаете? Можете экскурсии водить по нему?
- (Смеётся.) Ещё нет, но недавно уже начала ориентироваться в центре, поняла, что всё не так далеко, город маленький. Мы раньше ездили на автобусе, на машине, а сейчас уже и пешком смогу пройти.
- Как бы вы охарактеризовали вашу пару? Как, вы думаете, вас воспринимают зрители?
- Я никогда не задумывалась над этим. Мы скорее романтичная пара. Нам больше идёт классика и лирика. Какие-то задорные программы нам не идут. Мы хотели попробовать что-то такое в этом году, но выходим на лёд и понимаем – не то. Я никогда не думала, что мы будем катать "Тоску", но вот именно в этой обработке она стала нашей. Да и "Доктор Живаго" - нам такое проще катать.
- Многие любители фигурного катания обвиняют вашу пару в том, что вы зацепились за образ романтиков и не двигаетесь дальше.
- Мне кажется, что у каждой пары своё направление. Это и природные данные, и что-то внутреннее. Я, например, не представляю себя девушкой из кабаре. Музыка и программа в первую очередь должна нравится нам.
- А вас учат выражать эмоции на льду?
- В последнее время у нас появился хореограф, он подсказывает, что нужно делать в какой момент. А раньше мы сами выходили и делали то, что чувствовали. Сейчас, конечно, полегче стало. Но всё равно – когда наигранно, это сразу заметно. Как бы хореограф не ставил, если этого нет внутри, это будет видно.
- То есть, выходя на лёд, вы страдаете?
- (Смеётся.) Нет, ну почему страдаем. "Тоска", конечно, трагичная программа. Но для нас это в первую очередь чувства, любовь.
«- Для кого вы катаетесь?
- В первую очередь для себя, для партнёра, для тренера. Это наше трио.»
- Ваша спортивная карьера со стороны похожа на сказку. За исключением некоторых мелочей, вы всё время идёте по восходящей, стали вот теперь чемпионами России. Вы счастливчики или всё это благодаря упорному труду?
- Я думаю, что называть нас везунчиками нельзя. Это ведь ежедневный труд, тренировки. Всё это пропускаем через себя и не ждём подарков судьбы.
- А как свободное время проводите? В кино ходите?
- Да, ходим. Но здесь в Саранске иногда расстраивает, что мало кинотеатров и залов. Иногда приходишь, а ничего не показывают в это время.
- Говорят, что вы любите готовить. Есть ли какое-то любимое блюдо, которое особенно удается?
- У нас в основном Юра готовит. Как ни стыдно признавать, у него это получается лучше, чем у меня. Он даже сам торты печёт, а у меня терпения не хватает. Редко, но бывают вечера, когда Юра у плиты, а мы с Людмилой Александровной отдыхаем. А вообще здесь нас хорошо кормят, поэтому если когда и готовим, то только изредка в выходные.
- А как отвлекаетесь от спорта, расслабляетесь?
- Мы любим ходить в баню, в бассейн. Выезжаем на природу. Чаще это с тренером, с партнёром.
- Вера, вы такая маленькая. А какой у вас размер одежды?
- (Смеётся.) С этим бывают проблемы. У меня размер 38-40. И часто в магазинах просто нет такого размера. Особенно нелегко с джинсами.